Можно предложить школьникам выполнить самостоятельный устный анализ схемы складывания, подробный устный пересказ предстоящих поэтапных действий. Это усилит осознанность и логику мыслительных и практических действий. Снимет многие моменты, которые волнуют школьников, вызывают у них творческое сомнение.
Работа с условными знаками и обозначениями также может превратиться в отдельный аспект изучения искусства оригами. Вполне уместно применить зрительный анализ условных обозначений, а также схем складывания.
Как правило, именно на это у педагога и его торопливых учеников не хватает ни времени, ни терпения. Тем не менее во внимательном отношении к предстоящим действиям и заложено исключение ошибки, достижение взаимопонимания и однозначности в трактовке многих необходимых понятий.
При знакомстве школьников с основами схем складывания рекомендуется:
— визуальное ознакомление с условными знаками и обозначениями, словесное объяснение каждым школьником своего представления о назначении каждого условного знака, закономерности образования складки;
— произнесение вслух названий условных знаков и обозначений (сгиб от себя - «гора», сгиб на себя - «долина» и др.), базовых форм («Треугольник», «Двойной треугольник», «Катамаран» и др.);
— практическое складывание на уровне упражнений согласно условным знакам и обозначениям в соответствии с изучаемыми материалами на конкретном занятии коллективно, а затем индивидуально каждым ребёнком;
— создание моделей из различных форматов;
— работа по памяти (заучивание схемы складывания наизусть);
— дополнение изделий другими элементами (применение аппликаций, надрезов, клея для скрепления деталей и пр.);
— выполнение чертежей развёрток;
— изучение схем складывания (история и философия оригами, художественные традиции);
— самостоятельная работа школьников со схемой складывания во время проведения культурного досуга.